«Откуда Русская Земля стала есть…»

 Не будет преувеличением сказать, что самым ярчайшим проявлением культурной жизни России стало открытие в столичном выставочном зале «Манеж» церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь - ко Дню народного единства. Моя история. Рюриковичи». По благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла она была подготовлена Московской патриархией и правительством Москвы при поддержке администрации Президента РФ и федерального министерства культуры. Только за первые пять дней на выставке побывали более 50 тысяч посетителей.

 Выставка, посвященная династии Рюриковичей, - вторая в рамках научно-популярного цикла «Моя история». В прошлом году подобная экспозиция была посвящена истории династии Романовых. В 2015 году, как обещают сотрудники Манежа, выставка расскажет об истории Советского Союза. Отличительная черта этого цикла - интерактивность.

 Благотворная деятельность на благо державы первых правителей Руси, семь столетий истории нашей отчизны предстали перед москвичами и гостями столицы в залах Манежа. Самые высокие технологии были использованы создателями выставки - российскими историками, инженерами и мастерами компьютерного дизайна.

 Немало высоких гостей посетили великолепную выставку-форум. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл лично провел для Владимира Путина экскурсию по выставке. Президент осмотрел ее с большим интересом, а в конце сказал, что с историей Рюриковичей связано становление Российского государства - недаром территория страны увеличилась за эти несколько веков более чем в семь раз. Отметив великолепную работу устроителей выставки, президент вместе с тем обратил внимание на явные ошибки в трактовке истории древнерусского Государства. В частности о «норманизированном» взгляде на прошлое России историков некоторых представителей исторического «корпуса» российских ученых.

 Об ошибочном толковании, по незнанию или злонамеренно, славного прошлого России говорили и на одном из самых примечательных мероприятий выставки - круглом столе, организованном Издательским центром Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого. Его темой был серьезный разговор о первых 250 годах русской истории времен правления Рюриковичей, зафиксированных в летописях Нестора Летописца. Символично, что это мероприятие состоялось как раз в день 900-летия блаженной кончины преподобного Нестора Летописца, оставившего потомкам величайший труд «Повесть временных лет».

 В работе форума приняли участие видные российские историки и общественные деятели: доктор исторических наук, профессор, автор

 фундаментальных трудов «Древняя Русь», «Драма русской истории» и многих других Игорь Фроянов, православные историки, авторы книги «Странствия по времени. Древняя Русь сквозь призму «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца» Леонид Болотин и Борис Галенин, православный историк-публицист Виктор Саулкин.

 Открыл православный форум Василий Бойко-Великий, президент Русского культурно-просветительного фонда имени святого Василия Великого:

 - Наш круглый стол посвящен замечательному празднику, который мы отмечаем сегодня: 900-летию блаженной кончины святого преподобного Нестора Летописца. Он описал великие деяния русских Великих Князей - основателей нашего государства, в своей бессмертной «Повести временных лет», которая является Священным Преданием нашей Русской Православной Церкви, да и всей Вселенской Православной Церкви.

 Очень часто новоначальные христиане или посетители наших курсов по Основам православной культуры спрашивают, что такое Священное Предание? Что такое Священное Писание, всем понятно, а что такое Священное Предание не всегда ясно даже людям, умудренным опытом. Так вот, это, конечно, многочисленные труды Святых Отцов, деяния семи Вселенских Соборов, труды святых подвижников. А для нашей страны, для нашего народа «Повесть временных лет» святого преподобного Нестора Летописца, несомненно, является Священным Преданием, основой знаний о наших благочестивых предках, об основателях Российского государства.

 Когда мы готовили этот круглый стол, было неясно, какая дата устроит всех участников, когда мы сможем провести наше мероприятие? Будет ли свободен зал? Но, по Промыслу Божиему, мы смогли встретиться в воскресенье, 9 ноября 2014 года, именно в день памяти святого преподобного Нестора Летописца.

 За стенами этого зала мы можем увидеть выставку, посвященную 750-летию правления в России династии Рюриковичей. В прошлом году в этом же зале проходила выставка в честь 400-летия правления Дома Романовых в России.

 К сожалению, чем дальше мы смотрим вглубь веков, тем больше убеждаемся, что, увы, организаторы делают ошибки. На прошлой выставке, насколько я припоминаю, город Ригу показывали как город, потерянный во времена Царствования Императора Николая II, хотя, как известно, Рига была сдана богомерзким Временным правительством. А сегодня я с ужасом увидел, что оказывается, мы, якобы, находимся на территории бывшего Хазарского каганата. Таково мнение организаторов этой выставки: в первом же зале, на карте, которая предваряет выставку, указанно, что якобы Хазарский каганат в 862 году от Рождества Христова занимал и Киев, и территорию Москвы, и так далее, и так далее.

 Конечно, это является грубейшей ошибкой. Понятно, что все эти карты готовили какие-то картографы, не очень, так сказать, грамотные. Но среди организаторов не нашлось никого, кто бы остановил такую хулу на нашу страну. Русь Рюрика показана небольшим клочком земли в районе Новгорода и Ладоги, хотя известно, что в 862 году, когда Рюрик пришел на княжение в Русь, его близкие бояре Аскольд и Дир правили в Киеве. И Русь простиралась от Изборска до Белоозера, от Ладоги до Киева, и отнюдь не только по руслам рек, но и по всей территории междуречья Двины, Днепра, Оки, Верхней Волги почти по всей центральной части и северной части Восточно-европейской равнины. До Рюрика государственность восточных славян существовала не одно столетие, так, например в VI веке правил Князь Кий, по имени которого был назван Киев. Эта борьба карт, к сожалению, свидетельствует о том, что так называемая «пятая колонна» в нашей стране весьма активизировалась и, к сожалению, проникает даже на православные выставки. Поэтому так важно сегодня для нас верное историческое знание, основанное на научных данных, а не на вымыслах либералов. В «Повести временных лет» четко сказано, что, придя княжить, Рюрик сел в Ладоге, а братья его Синеус и Трувор - в Изборске и на Белоозере. Также указано, что примерно в это же время Аскольд и Дир правили в Киеве (это подтверждено археологическими данными и другими источниками). С удивлением взираем на такое святотатство по отношению к Русской Земле. Да запретит им Господь! Очень важно именно в наше время четко понимать, откуда пошла Земля Русская.

 Далее Василий Бойко-Великий предоставил слово Игорю Фроянову, который еще в советские времена научно обосновал (и затем твердо свою позицию отстаивал) идею об отсутствии в России феодализма в марксистском понимании этого слова.

 - Мы с вами собрались здесь, прежде всего, для того, чтобы отдать дань памяти великому, гениальному нашему предку - Нестору Летописцу, - продолжил разговор Игорь Фроянов. - Нестор создал труд, который прославил его имя в веках. Собственно, если говорить о древней Руси, о ее достижениях в области письменной культуры, то мы можем назвать два памятника, две жемчужины русской культуры: «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Не случайно наш старый, давний недоброжелатель Август Людвиг Шлецер, изучавший «Повесть временных лет», вынужден был признать, что на Западе в то время, когда творил летописец Нестор, ничего подобного «Повести временных лет» не было.

 Это - признание, что называется, поневоле. Нестор Летописец посвятил свой труд проблеме, которая до настоящего времени является чрезвычайно актуальной: «Откуда есть пошла Русская Земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская Земля стала есть». То есть речь идет о возникновении Земли Русской и русской государственности, проблема чрезвычайно важная для истории любого народа, а нашего в особенности, потому что государство на Руси и в России всегда играло чрезвычайно важную роль.

 Я говорю об актуальности этого вопроса потому, что мы (вы это сейчас прекрасно понимаете) живем в чрезвычайно сложных условиях, когда перед русской государственностью, перед Россией, русским народом поставлен вопрос: быть или не быть Русскому государству. И опыт государственного строительства, отраженный, в том числе и Нестором, во многом помогает нам определиться. Вот почему из вопросов, вынесенных на обсуждение, я выделил, прежде всего, два: значение Князя Рюрика и его братьев в основании Российского государства и этапы воцерковления русского народа, распространения христианства на Руси после Владимирова крещения.

 Государство и Церковь в нашей истории - это, пользуясь словами поэта, близнецы-братья. Строительство Российского государства шло в тесном единении с Церковью. Между этими организациями мы наблюдаем органическое соединение: если мы говорим о Церкви Русской, то, несомненно, мы в значительной мере говорим о Русском Государстве, если мы говорим о государстве, то мы говорим и о Русской Православной Церкви.

 Проблема возникновения государства чрезвычайно важна, но она в высшей степени сложна и запутана, потому что вопрос о государстве касается не только общественных организаций и общественных объединений, но и каждого человека отдельно, всех нас, присутствующих здесь. Если разбирать, какие существуют сегодня теории происхождения государства, можно даже запутаться. Тем не менее, исследователи постоянно обращаются к этому вопросу. Любопытно, откуда же действительно пошла Русская Земля, «кто в Киеве начал первее княжить», то есть, как возникло наше государство?

 В дореволюционной историографии, да и сейчас весьма распространена такая точка зрения: до прихода Рюрика с братьями у нас будто бы и государства не было, это они принесли нам государство. Поэтому в дореволюционное время тысячелетие России справляли в 1862 году. Поэтому в 2011 году Президент Российской Федерации Медведев издал указ, согласно которому мы должны были праздновать 1150-летие образования Русского государства, то есть праздновать по указу.

 Государство возникает, следовательно, по какому-то указу сверху. Я придерживаюсь другой точки зрения. Я смотрю на государство как на институт, сложный по своей структуре, который возникает, формируется постепенно, на протяжении длительного времени, а не вдруг. По моим наблюдениям, этот процесс растягивается на несколько веков. Каковы признаки государства? Во-первых, наличие публичной власти, то есть власти, несколько отделенной от основной массы людей; материальное содержание этой власти в форме различного рода финансовых поступлений внешних и внутренних; организация населения не по родственному, а по территориальному принципу. Эти признаки формируются не сразу все вместе, а последовательно. В наших исторических условиях впервые завязывается публичная власть, которая со временем персонифицируется в Князе и его дружине; материальное обеспечение публичная власть получает за счет всякого рода подношений, даров (отсюда - полюдье), за счет даней, которыми облагались племена, подчиненные Русским Князьям. Не только Князьям но и союзу племен, таких как поляне, древляне, северяне, кривичи и других. По моему глубокому убеждению, процесс формирования признаков государства совершается в конце X - начале XI века. Три главнейших признака государства в это время уже существуют, и мы можем говорить о том, что государство на Руси сложилось. Дальнейшая его история связана с совершенствованием государства, с изменениями в системе государственности. С принятием христианства и Церковь активно входит в процесс формирования русской государственности; она по существу являлась государственным органом, потому что церковные иерархии выполняли не только религиозные функции, но занимались и гражданскими делами. Это мы наблюдаем уже с древнерусского периода, то есть с XI и XII веков.

 Но при всем том нельзя упускать одну очень важную вещь: в формировании древнерусского государства, в его развитии на протяжении XI-XII веков принимали участие широкие массы людей, которые создали вместе с Князьями и духовенством систему общинно-вечевой власти. Вот эта общинно-вечевая выучка затем сохранялась и в сознании, и в реальных институтах низового уровня (я имею в виду общинные институты, существовавшие на протяжении весьма длительного времени), и мы обладаем этими навыками доселе.

В ходе круглого стола президент Русского культурно-просветительного фонда Василий Бойко-Великий представил участникам новую работу видного российского историка Леонида Болотина «Странствия по времени. Древняя Русь сквозь призму временных лет». Эта книга, над которой Леонид Евгеньевич работал больше четырех лет, посвящена периоду российской истории от начала времен и до начала Царствования Владимира Мономаха. Ее выход в свет планируется через две недели. Подробнее о ней мы расскажем в ближайшем номере «РК».

 Владимир Крутов, фото Алексея Матвеева.