Мы должны понимать, что импортные производители, в отличие от российских, получают от своих государств весьма значительные дотации, как скрытые, так и явные. Вследствие этого, нашей молочной отрасли на сегодняшний день не под силу на равных конкурировать с импортом. Это касается и сухого молочного порошка, и готовой продукции в виде сыров и других молочных продуктов.
По факту, государство в настоящий момент практически не оказывает производителям молока целевой поддержки. Приведу пример из практики нашего молочного холдинга. Если еще 4 года назад объем дотаций составлял 4% от общей выручки, то сейчас он составляет менее 1%. Таким образом, в этом году при общем объеме выручки, приближающемся к миллиарду, мы получим дотации на сумму всего несколько миллионов рублей. И подобная ситуация складывается во многих хозяйствах. Однако встречаются и исключения. Из личного опыта знаю, что, допустим, в Омской области 50% цены дотирует государство. И в силу того, что в Сибири сложные условия для сельхозпроизводства, без подобной поддержки хозяйства не смогли бы существовать.
Поэтому самое главное – это политика государства, направленная на эффективную помощь самим товаропроизводителям. Я считаю, что государство должно реально дотировать не меньше, чем дотируется в западной Европе и в Америке.
Помимо этого в нашей стране, несомненно, важно развивать культуру потребления. Наши граждане крайне мало уделяют внимания молоку и в целом молочным продуктам. Да, наверное, в этом есть некая недоработка рекламы и недостаточная пропаганда пользы молочных продуктов. Но есть еще одно «но». Может быть, сегодня пьют меньше молока, потому что оно стало менее качественным. Может, потому что сплошное внедрение стерилизованного молока привело к тому, что оно не настолько полезно и не настолько вкусно, а лишь сопоставимо с другими напитками по своим потребительским ценностям. Другими словами, причина не столько в неграмотности потребителя, а в том, что сам продукт изменился. Причем не в лучшую сторону. В среднем качество молока и многих других молочных продуктов на порядок хуже, чем было 20-30 лет назад. По моему убеждению, производители должны предлагать качественную продукцию. Необходимо сократить производство стерильного молока и приучать потребителя к нормальному натуральному продукту.
К слову, стратегия развития нашей компании как раз делает упор, прежде всего на качество. Поэтому, несмотря на довольно высокие цены, у нас достаточно уверенные темпы роста продаж.
ПРЕСС-СЛУЖБА