Текст: Михаил Сафонов
Президент согласился, что с закупочными ценами на молоко, действительно, надо разбираться. Путин несколько раз в ходе «прямой линии» говорил именно об этой отрасли
Фото: Василий Смирнов/ТАСС
Состояние российской молочной отрасли стало одной из тем прямой линии президента. Владимир Путин отвечал на вопросы нескольких российских фермеров. В частности, речь шла о низких закупочных ценах.
«Мы не получаем адресной помощи от властей. Нам не дают возможности самим торговать своим молоком. А закупочные цены, по которым заводы и торговые сети покупают молоко, ниже себестоимости продукта». Фермер из села Степаново Костромской области, держа в руках бутылку молока, пожаловался президенту на одну из главных проблем. «Все же очень просто. Мы за литр молока на завод получаем 16-17 рублей, когда продаем. А в магазине отборное молоко, такое же, как у меня в руках, стоит 72 и больше. Вопрос, кто зарабатывает больше: тот, кто продает или тот, кто производит», — говорит фермер.
Президент согласился, что с закупочными ценами на молоко, действительно, надо разбираться. Путин несколько раз говорил именно об этой отрасли. Один из западных журналистов даже написал, что российский президент, цитата, «пугающе много знает о производстве молока». Российский лидер упоминал, что есть проблема с сухим молоком, которое в Россию массово везут из Белоруссии. Цельное молоко, конечно, проигрывает сухому по цене, а значит, страдают аграрии. Кстати, не только у нас, в Китае аналогичная проблема, там фермеры этой зимой начали активно забивать скотину. Именно потому что не выдержали конкуренцию с сухим сырьем. Российский президент пообещал молочной отрасли господдержку и затронул еще один аспект.
Владимир Путин, президент РФ
«Мы, конечно, должны будем увеличить поддержку. Я думаю, что правительству придется это сделать: увеличить поддержку, в том числе, этому конкретному направлению. Но есть еще одна составляющая. Вы сказали о надоях. Я сейчас не берусь сказать, хороши ли ваши надои, но в целом в России надои пока низковаты. Они по сравнению с другими странами производство-то, так скажем, малоэффективное».
Это произошло во время разговора с российским фермером британского происхождения Джоном Кописки из Владимирской области, знаменитых Петушков. Тот сказал, что не получает прибыли от своих ферм. Возможно, так оно и есть, аграрий ранее рассказывал местным СМИ, что заработал капитал на угле и металле и может позволить себе вести убыточное хозяйство. При этом, фермер, например, продает килограмм сыра «Гауда» по 1800 рублей. Информация с сайта, где можно купить фермерские продукты. Надои у Джона Кописки высокие, европейского уровня — 10 тысяч литров в год с коровы. В России в среднем в два раза меньше. Но и с высокой производительностью получать прибыль молочникам сложно. О проблемах отрасли рассказывает глава агрохолдинга «Русское молоко» Василий Бойко-Великий.
Василий Бойко-Великий, глава агрохолдинга «Русское молоко»
«Те, кто производит просто сырое молоко, они, конечно, находятся в самой худшей ситуации, потому что над ними есть еще крупные молочные заводы. Иногда в регионе это всего 1-2 завода, и там трудно найти какую-то диверсификацию, а если молочный завод и вовсе перестает брать, то вообще предприятию некуда деваться. Рентабельность составляет на сегодняшний день не больше 5%. Друзья, которые не занимаются молочным бизнесом, сельским хозяйством, спрашивают: «Столько по телевизору мы слышим о поддержке сельского хозяйства, вы чувствуете эту поддержку?». Я говорю: «Чувствую, да. В прошлом году за литр молока высшего сорта, который мы производим, дотации были 1 рубль 20 копеек, а в этом году — уже 70 копеек».
Повышение надоев не означает автоматического снижения себестоимости молока. В производство нужно сначала вложиться. Кормить скотину добавками, которые, по словам молочников, подорожали почти в полтора раза. А еще нужно вести селекцию коров, покупать новых, строить коровники, приобретать для них современное оборудование. Все это большие вложения. Найти их, учитывая отсутствие длинных дешевых денег и низкую рентабельность, сложно. Плюс торговые сети забирают себе существенную часть стоимости молока. В общем, проблем много. Уровень обеспечения России собственным молоком снизился за 5 лет почти на 80%.